Предмет философии науки

Теория познания. Философия науки является частью теории познания. Категория «теория» соотносится с категорией «знание». В течение веков господствовала субъект-объектная гносеология Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта.

Понятия, принципы и категории этой гносеологии (греч. gnosis – знание) пришли из естественных наук.

Теория – развитая форма организации научного знания, предполагающая дедуктивный метод выведения знаний – логических следствий из посылок. Теория расширяет понятие знания, а в гуманитарном смысле она понимается как совокупность взглядов мыслителя.

Интересно
Интерпретация «теории» в концепции М. Хайдеггера (1889–1976) касается проблемы теоретизации. Теория, по М. Хайдеггеру, это «обработка действительности», стремящийся «оживить умолкнувшие смыслы» в «вопросответной» форме. Познание есть способ «объяснения мира».

Эволюционно-историческое понимание теории создает эволюционная эпистемология. Представителями этого направления являются К. Лоренц, Д. Кэмпбелл, Г. Фоллмер. Г. Фоллмер считал, что человек принадлежит природному миру, приспосабливается к нему, а познание – процесс природный и одновременно культурный.

Предмет философии науки как эпистемологии или неклассической теории познания.

Вторым направлением эпистемологии является теория коэволюции. К. Поппер (1902–1994) выдвинул концепцию «трех миров».

Мир знаний – «третий мир» – виртуально наполненный идеями, теориями, гипотезами, понятиями. Коэволюция предполагает согласованность «мира знаний» с «миром объектов» и «миром субъектов».

И.Т. Касавин считает, что исследование «совокупного познавательного процесса» базируется на идее познания, расширяющегося как социальноисторическое и гуманитарно ориентированное синтетическое знание.

В XX веке когнитивные практики становятся способом гуманитаризации естественнонаучного знания и всей науки.

Лингвистический поворот способствует формированию аналитического подхода в познании. Герменевтика продолжает эту тенденцию через обращение к смыслам языка. Феноменологическая практика дополняет аналитику повседневности в знаниях, населяющих «жизненный мир».

Деконструкция постмодернизма принимается в эпистемологии как способ разложения знаний до элементарных фрагментов с целью его уточнения. Дополнительность «когнитивных практик».

Варианты эпистемологии: натуралистическая, эволюционная, аналитическая, социальная, компьютерная.

Философия науки как эпистемология – концептуализация рассмотрения способов организации научного знания. Изучение науки осуществляется с разных точек зрения, а научного знания с учетом исторического и социокультурного контекстов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)