Строение и функционирование центральной и периферической части речевого аппарата
Речедвигательный анализатор имеет следующее строение: периферическая часть, центральная часть, проводниковая часть.
Функция речедвигательного анализатора – продуцирование речи. Речедвигательный анализатор обеспечивает моторную сторону речи, выполняет функции статической и динамической координации движений, отвечает за точность произношения, просодику.
Умение произносить звуки (т.е. создание артикулем, уклад звука) обеспечивается с помощью афферентного звена, а соединение звуков в слоги осуществляется с помощью эфферентного звена. Значит, эфферентное звено осуществляет переключение.
Проводящие пути речедвигательного анализатора – 5, 7, 8, 9, 10 ядра черепномозговых нервов. Периферический отдел речедвигательного анализатора состоит из трёх частей: дыхательный (энергетический) отдел; голосообразующий (генераторный) отдел; артикуляторный (резонаторный) отдел.
Дыхательный (энергетический) отдел – грудная клетка, лёгкие, трахея, бронхи. Его роль:
- подача энергии в виде воздушной струи;
- дозировка подачи воздушной струи в зависимости от смысла речи.
Произношение складывается из двух частей: моторная (определённая позиция, постоянная), аэродинамическая (воздушное звено, регуляция силы воздушного потока).
Особенности речевого дыхания: речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает речь, является основой голосообразования, образования звуков. Выдох длиннее, чем при физиологическом дыхании.
Дыхание страдает у детей с ринолалией, с дизартрией, с заиканием, с нарушением голоса, с нарушением слуха. Например: при заикании – чрезмерное наполнение лёгких, неэкономное использование воздуха, речь на вдохе; при ринолалии – слабое речевое дыхание, нужно сделать длительный ротовой выдох.
Вдыхаемый и выдыхаемый воздух свободно проходит. При фонации истинные голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии, струя воздуха раздвигает их в сторону, а затем складки возвращаются на место.
Свойства голоса: сила, высота, тембр. Сила зависит от амплитуды колебаний голосовых складок, высота – от частоты колебаний голосовых складок. Тембр голоса – это своеобразная окраска голоса, определённые сочетания основных тонов и обертонов.
Особенности детского голоса:
- детский голос звонкий, так как складки короткие; грудной тип дыхания;
- мало обертонов;
- диапазон голоса невелик (у детей голос не более двух звуков одной октавы);
- небольшая сила голоса.3. Артикуляторный (резонаторный) отдел – глотка, носовая и ротовая полости.
Основная функция – усиление звучания и образование звуков речи.
Глотка (её роль открыл Н.И. Жинкин, «Механизмы речи») – это место образования слогов, т.е. на уровне глотки сочетается два положения:
- обеспечивается слоговое квантование (последовательное формирование слогов);
- при произнесении слога в глоточной трубе происходит упреждение предстоящей двигательной позиции и удержание предшествующей (ещё до фонации глотка занимает определённое положение).
Глоточная трубка занимает в системе речевых органов центральное и промежуточное положение, входя одновременно как часть в резонаторную и дыхательную систему.
Вследствие регулировки аэродинамических условий она влияет на генерацию звука. В связи с этим глоточная трубка является органом, посредством которого осуществляется первичный синтез признаков речевого звука, т.е. глоточная трубка является первичным синтезатором речевого звука. Полость носа усиливает звучание голоса.Ротовая полость имеет наиболее существенное значение. В ней есть активные и пассивные органы произношения. При нарушении строения артикуляционного аппарата возникает механическая дислалия и ринолалия.
Функция речеслухового анализатора – осуществляет восприятие звучащей речи на базе сформированного в онтогенезе слуха.
- Виды речевых нарушений, выделяемых в педагогической классификации
- Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений
- Органические и функциональные причины нарушений речи
- Биологические и социально-психологические причины нарушений речи
- Основные причины патологии детской речи
- Критические периоды в развитии речевой функции
- Формирование речевой деятельности на дошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на преддошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу