Совещательные органы педагогического коллектива в структуре методической службы

Со стороны педагогического коллектива в структуру методической службы входят: совет педагогов, методический совет, совет по инновациям, постоянные творческие группы педагогов, временные исследовательские и проектные руппы, медико-педагогический консилиум или психолого-медико-педагогическая комиссия, аттестационная комиссия ДОО и др.

Важная роль в решении качества образовательного процесса и формирования профессиональной компетентности воспитателей, вопросов методического обеспечения деятельности педагогического коллектива отводится совету педагогов. Л.М. Волобуева определяет педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта.

На педагогическом совете решаются следующие вопросы, касающиеся методического обеспечения деятельности педагогического коллектива: осуществляет отбор образовательных программ, форм и методов организации образовательного процесса, проводит методические семинары, устанавливает связи педагогического коллектива с научно-методическими учреждениями и т.д.

Методический совет выступает как следующий уровень педагогического совета. Это профессиональное объединение педагогов, которое формируется из опытных педагогов высшей квалификации, способных к творческой работе. Оно возглавляет методическую службу и создается для проектного решения конкретной, большой по значимости и объему методической задачи и проектирования исследовательских задач.

В детском саду также может быть создан совет по инновациям. Его деятельность направлена на объединение инновационного потенциала работников, практическое обновление содержания образовательного процесса, востребованное новой педагогической ситуацией и влияющее на стратегическое управление развитием самого детского сада.

Интересно
Это новое содержание творческой деятельности педагогов и коллектива в целом, работа в инновационном режиме развития ДОО, готовность осваивать и внедрять теоретические инновации в практику. К инновационным можно отнести конкурсную работу, работу экспериментальных и стажеровочных площадок. Конкурсная работа осуществляется как внутри детского сада (например, конкурс наглядного материала, конкурс педагогических идей, педагогического мастерства), так и в социуме (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях).

Кроме того, в педагогическом коллективе можно выделить несколько методических объединений, которые формируются из опытных высококвалифицированных педагогов, способных к творческой работе.

Методическое объединение – традиционно существующее и наиболее распространенные добровольные объединения педагогов одного или нескольких профилей деятельности.
Они ориентируются на развитие профессиональных компетенций педагогов и повышение эффективности функционирования и развития образовательного процесса. Условно делятся на методические объединения управленцев образования детей, методистов разного уровня, педагогов дополнительного образования по разным направлениям деятельности.

Методическое объединение связаны с деятельностью самоорганизующихся групп педагогов и специалистов детского сада.

  • постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории;
  • временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т.д.);
  • проблемные микрогруппы педагогов объединяют педагогов, интересующихся какой-либо специально-профессиональной, методической проблемой, желающих изучить ее более тщательно; они объединяются и становятся самостоятельным звеном методической работы и субъектом дошкольного учреждения.

Таким образом, методическая служба детского сада может быть представлена разнообразными структурными подразделениями и профессиональными объединениями педагогов и специалистов ДОО. Поэтому она способна организовать свою деятельность на основе единства трех управленческих уровней:  стратегическом, тактическом и информационно-аналитическом.

  • на стратегическом уровне (методический совет) определяет основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т.д.;
  • на тактическом уровне (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) осуществляются решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методическим советом, благодаря разнообразным формам работы с педагогами, совершенствуется когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности;
  • на информационно-аналитическом уровне (методический совет, аттестационная комиссия) можно отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и получить информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагога, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.

Все формы методической работы, направленные на методическое обеспечение и сопровождение педагогов К.Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп:

  • индивидуальные формы – самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, стажировка, наставничество, дневник воспитателя и т.д.;
  • групповые формы – педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения и коллективные просмотры педагогического процесса, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм и т.д.

Методическая служба организует систему непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОО, которая предполагает разные формы: обучение на курсах, изучение опыта педагогов, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет.

В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т. е. происходит поступательное развитие самого субъекта. И здесь решающая роль отводится самообразованию педагога. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)