Социально-педагогическая ранняя помощь
Данное направление ранней помощи ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. Предполагается, что организация социально-педагогических программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. Считается, что развитие таких программ уменьшит затраты общества на специальное образование детей с особыми потребностями по достижении ими дошкольного и школьного возраста. Среди наиболее распространенных можно выделить программы, осуществляемые в библиотеках игрушек (лекотеках), и программы раннего вмешательства США. Они и рассматриваются ниже.
За последние 25 лет в мире наблюдается быстрое распространение библиотек игрушек, среди которых выделяют четыре основных типа:
- общинные (communityoriented) библиотеки игрушек;
- лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей (шведское слово lekotek от leko — игрушка);
- библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха;
- библиотеки игрушек напрокат.
Библиотека игрушек — служба, обеспечивающая своих потребителей возможностью совместной игры и проката игрушек, предлагающая информацию, поддержку и руководство. Библиотеки игрушек могут различаться по:
- возрасту и уровню развития основной группы обслуживаемых детей;
- индивидуальному или групповому виду обслуживания;
- вовлеченности родителей;
- роли игрушек;
- квалификации библиотекаря и другого персонала;
- источникам фондов;
- основным целям работы.
Общее в работе всех библиотек игрушек то, что подчеркивается роль игры в развитии ребенка, игры и игрушки используются для приобретения ребенком опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения.
У лекотеки — особая, отличающая ее от других видов библиотек игрушек, роль. Она предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, акцент на роли игры и игрушек способствуют установлению отношений между родителями и профессионалами, которые проводят оценку уровня развития ребенка, создают и реализуют вместе с родителями программу ранней помощи.
В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей конгресс США пришел к заключению: чтобы уменьшить вероятность отставания в развитии ребенка и повысить способность семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального риска, необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу раннего вмешательства. Раннее вмешательство (early intervention) включает:
- всестороннюю систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающую раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания;
- определение уровня развития младенца;
- тренинг и консультации семьи, визиты домой;
- специальное образование;
- терапию нарушений речи и аудиологию;
- адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды (occupational therapy);
- развитие движения (physical therapy);
- психологическую службу;
- социальную работу;
- координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей;
- медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца;
- вспомогательный уход за здоровьем ребенка.
Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.
- Профилактика старения
- Признаки психического старения
- Основные понятия геронтологии
- Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием
- Выгорание и теория «консервации ресурсов»
- Классификации типов ресурсов преодоления
- Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости
- Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
- Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу