Роль примеров из жизни и деятельности героев революции и гражданской войны в воспитании общественных идеалов

Новые условия общественной жизни, явившиеся следствием социали­стических преобразований, требовали новых методов для воспитания у подростков таких элементов классового самосознания как ненависть к эксплуатации, понимание преимуществ социалистического строя и стрем­ление помогать стране, защищать завоевания революции.

Уже в начале 20­-х гг. большое значение придавалось связи подростков с людьми старшего поколения, прошедшими через революцию, гражданскую войну. Предпо­лагалось, что их богатый жизненный опыт, опыт борьбы, искренняя вера в справедливость грядущего строя должны были воодушевлять слушателей, заражать их жаждой борьбы и победы.

С начала 20-­х гг. школам, пионерским отрядам присваиваются имена видных деятелей рабочего революционного движения, которые должны были стать и становились идеалом для подражания.

С 1924 гг. особое место в воспитании приобрели дни памяти В.И. Ле­нина. В эти дни подросткам рассказывали о его детских годах и револю­ционной деятельности. Перед пионерами и комсомольцами систематиче­ски выступали его соратники Н.К. Крупская, С.М. Киров, А.В. Луначар­ский, Н.И. Подвойский, Е.М. Ярославский и др. В феврале 1924 г. ЦК РКСМ издал специальный циркуляр «О пропаганде ленинизма в Союзе».

Во все программы комсомольского политпросвещения были включены для изучения работы В.И. Ленина, увеличивался выпуск литературы, пропагандировавшей традиции большевистской партии, революционного рабочего движения. В этом же году была выпущена серия диапозитивов «Ленин и ленинизм».

Немаловажное значение для политического воспитания имело при­своение пионерской и комсомольской организациям имени В.И. Ленина.

Решением секретариата ЦК РКСМ от 13 февраля 1924 г. была дополнена формулировка Торжественного обещания юных пионеров:

  1. Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
  2. Буду честно и неуклонно выполнять законы и обы­чаи юных пионеров и заветы Ильича.

Это должно было, как по­лагали, налагать особую ответственность на каждого члена организации, порождать более высокие требования к их нравственному облику, более осознанное отношение к общественным обязанностям, к овладению как общими, так и собственно политическими знаниями, к тому, как молодой человек готовит себя к роли строителя нового социалистического общест­ва.

Интересно
В этом же году ЦК РЛКСМ разработал и предложил основные темы бе­сед по ознакомлению «детских коммунистических групп» с учением и жизнью В.И. Ленина: «Последние годы деятельности В.И. Ленина, бо­лезнь, ее течение, смерть, наши задачи», «Главные этапы жизни и борьбы В.И. Ленина», «Ленин и молодежь», «Ленин и дети», «Значение Ильича как вождя Российского и мирового пролетариата. Его заветы», «Почему пионеры должны носить имя Ленина?», «Задачи пионеров­-ленинцев».

Ре­комендовались также формы и методы работы, ставшие уже традицион­ными: беседы на указанные темы, доклады, воспоминания партийцев на сборах, вечера памяти В.И. Ленина, организация «уголков Ильича», по­полнение библиотек книгами о нем, выпуск соответствующих газет, жур­налов, сбор сведений о его похоронах, о росте партии, лозунги, плакаты. В сознании подростков формировался идеальный образ вождя, преклонение перед которым было одним из свидетельств преданности со­циализму у, без чего не мыслился «новый человек».

В сети политического просвещения создавались Ленинские кружки. В круг их деятельности, как и других кружков, входила организация школь­ных собраний, посвященных знаменательным датам жизни и борьбы В.И. Ленина.

Комсомольцы и пионеры, их участники, готовили доклады, рефераты по произведениям Ленина и о его жизни, выступали с ними пе­ред остальными учащимися, перед населением. Не только в пионерских отрядах, но и дома, в семье, ребята оформляли ленинские уголки, помещая в них портреты В.И. Ленина, лозунги, материалы о своей общественной работе, о своих практических делах.

Все это являлось показателем их по­литической активности и сознательности. Это свидетельство того, что политическая обработка сознания молодежи усиливалась, проникала во все сферы жизни человека.

Высокие политические притязания нового государ­ства не удовлетворялись естественным процессом проникновения политических идей в сознание подрастающего поколения на почве их увлечения революционной романтикой. По настоятельным указаниям партии шли поиски средств воздействия, которые были бы более эффективными.

Ро­мантическая настроенность ребят, стремление утвердиться в среде сверст­ников и взрослых и в то же время потребности их в игре побудили исполь­зовать пионерскую символику, атрибутику, ритуалы, широко применяв­шиеся скаутами

Так, например, разъясняя пионерам смысл Торжественного обещания, девиза, законов и обычаев юных пионеров, вожатые­ комсомольцы должны были раскрывать им содержание важнейших требований коммунистической морали. Стремление пионеров выполнять эти требования закладывало осно­ву для формирования у них таких нравственных качеств, как верность Ро­дине, чувство долга, товарищеская солидарность, интернационализм и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)