Отрасль масмедиа

Верховный Совет Российской Федерации 27 декабря 1991 г. принял Закон РФ «О средствах массовой информации». Эту дату считают началом функционирования отрасли массмедиа. Однако следует учесть, что перед этим было введено в действие большое количество законных и подзаконных актов, создавших легитимную основу для предпринимательской инициативы.

Интересно
В этой связи следует упомянуть Законы «О кооперации» (1968), «Об индивидуальной трудовой деятельности»(1986), «О предприятиях в СССР» (1990), «О печати и других средствах массовой информации» (1990).

На основе этих законов, как утверждает В.Л. Иваницкий, журналистские коллективы получили возможность реорганизовать правовой статус редакции, становясь предприятиями, работающими на принципах самофинансирования и самоокупаемости. Подобная трансформация была не совсем законна.

Так, на основе Закона «О СМИ» (1991) СМИ – это «…форма периодического распространения массовой информации», т. е. тип информационного канала. Для своего полноценного функционирования канал обязан работать на базе юридического лица.

Процесс превращения несвободных СМИ в свободные, рыночные предприятия принял в те годы массовый характер. Механизм простой и при этом прибыльный. При перерегистрации СМИ редакция получала права предприятия, открывала собственный расчетный счет.

Если ранее финансовые потоки, проходя через партийные и государственные органы, планировано перераспределялись, то теперь прибыль от реализации тиражей попадала прямо в распоряжение редакции и ее руководителя.

При том, что издательские услуги и распространение предоставлялось по заниженным государственным расценкам, а продажи шли уже по рыночному курсу, результаты достигались за счет дисбаланса рыночных и государственных цен.

Природа их доходности не содержала в себе экономических начал. Быть успешным значило – быть в хороших отношениях с властью.

Имея доступ к государственным фондам распределения и услугам, к кредитам госбанков, можно было заявлять о «высокой доходности» предприятия. Это привело к дестабилизации системы.

Среди первостепенных причин следует отметить отсутствие системного подхода как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества. Зарегистрировать СМИ мог любой гражданин, но получить в Мининформпечати РФ лимиты на бумагу, втиснуться в график типографии могли не многие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)