Общая характеристика антропологической модели К. Д. Ушинского

Антропологическая модель К. Д. Ушинского основана на системе наук о человеке, большом круге антропологических дисциплин: физиологии, психологии, педагогике, логике и др.

В своем труде «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» К. Д. Ушинский обосновал важнейшее требование к деятельности педагога — строить свою работу с учетом психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания.

Мысль К. Д. Ушинского о том, чтобы изучать ребенка во всех отношениях, важна при обучении и воспитании современных школьников. В педагогической антропологии раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на достижения психологии и физиологии, К. Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребенка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения.

Интересно
Он подчеркивал, что особенности физиологии и психологии ребенка показывают, что, чем моложе ребенок, тем
труднее ему заниматься каким-нибудь одним видом деятельности. Если педагог разнообразит свои занятия, тогда
обучающийся может работать долгое время.

Знание педагогической антропологии дает возможность учителю овладеть законами физического и умственного развития ребенка, формирования нравственных привычек и чувств, определить взаимосвязь воспитания, развития и обучения.

Общая характеристика антропологической модели К. Д. Ушинского

Важной идеей антропологической модели К. Д. Ушинского является положение о народности воспитания. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его
нуждами и потребностями.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал К. Д. Ушинский.

К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и
укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.

Цель воспитания — формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

Труд обучающихся в школе в различных его формах К. Д. Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)