Концепция «нарушения языкового развития» (developmental language disorder), «специфического нарушения языка» (specific language impairment)
Зарубежные публикации по этому вопросу отличаются детализированностью, формализованностыо, использованием современного математико-статистического аппарата при обработке экспериментальных данных.
Уже на уровне используемой терминологии определяется одно существенное отличие от российской логопедической школы: в большинстве случаев нарушения языка терминологически отграничиваются от нарушений речи. Правда, довольно часто такое разделение достаточно четко проводится лишь на уровне таксономии.
Выделение типов недоразвития языка или речи строится на количествен-ных показателях, полученных при использовании тестовых методик оценки речевых функций: Peabody Picture Vocabulary Test, Test of Early Language Development (TELD), Illinois Test of Psycholinguistic Abilities (1TPA), Др.
Ключевым диагностическим признаком (или так называемыми «критериями включения» — inclusion criteria) считается значимое отставание тестовых показателей языкового развития от нормы, превышающее 1 стандартное отклонение от средней, и наличие диссоциации между показателями языкового развития и уровнем развития невербального интеллекта.
В отношении признаков, облигатных для нарушения языковых функций, существуют разные точки зрения. Одни авторы считают обязательным наличие нарушений понимания речи. Другие относят к языковым расстройствам и случаи недоразвития преимущественно экспрессивных язы-ковых операций (морфологических и синтаксических), то есть порождения высказывания.
Дискуссионным остается отношение к SLI фонологических нарушений (phonological disorders). Достаточно часто они со-провождаются морфосинтаксическими нарушениями. Кроме того, фонологи-ческая система является языковым образованием и, следовательно, ее недо-развитие должно включаться в группу SLI.
С другой стороны, во многих случаях главной причиной фонологических нарушений яв-ляется неполноценность артикуляционных механизмов, что служит основанием для отнесения их к речевым, а не языковым расстройствам.
Поскольку в англоязычной литературе почти все виды отклонений в формировании звуко-вой стороны речи называют фонологическими нарушениями, положение этой неоднородной группы расстройств в отношении SLI остается двойственным. В большинстве из этих исследований проводится сопоставление физиологических, возрастных ошибок с ошибками в случае патологии речевого развития.
При этом обнаруживается настолько много сходства (с поправкой на возраст, разумеется), что это порождает естественный вопрос: являются ли случаи недоразвития фонологической стороны речи примерами патологического ее развития или это проявление незрелости, запаздывания в развитии языковых операций?
В существующей литературе представлены диаметрально противоположные позиции по этому вопросу. Одна группа исследователей рассматривает SLI как запаздывающее, но с точки зрения логики и закономерностей формирования языковых способностей нормальное развитие.
Данная точка зрения основывается на экспериментах, в которых дети с SLI сравнивались с контрольной группой здоровых детей, имеющих такие же показатели MLU, то есть с тем же уровнем зрелости синтаксиса.
Естественно, что при таком подборе контрольной группы дети, вошедшие в нее, всегда оказываются существенно младше детей с SLI. При сопоставлении морфологических показателей, лексики, прагматики речи, качества понимания речи не было обнаружено достоверных межгрупповых различий.
Иначе говоря, здоровые дети меньшего возраста, имевшие такие же показатели синтаксичес-кой зрелости (MLU), что и дети с SLI, не отличались от последних и по другим языковым параметрам.
Основываясь на этом, авторы делают вывод, что у детей с недоразвитием языка и речи формирование языковой компетентности происходит замедленно и синхронно на всех уровнях языка. То есть имеет место что-то наподобие «языкового инфантилизма».
Если же в качестве контроля выбирались здоровые дети с невербальным интеллектуальным показателем, таким же, как у детей с SLI, обнаруживалось много достоверных различий как в синтаксисе, так и в морфологии.
Основываясь на экспериментах последнего типа, оппонирующая группа исследователей настаивает на точке зрения, что SLI представляет собой патологическое развитие речи.
- Лицо, совершившее преступление
- Медицинская помощь
- Психологическое консультирование педагогов
- Психологическая помощь, ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Психологическая помощь ребенку
- Психологическое консультирование родителей
- Психологическая помощь
- Основные принципы оказания помощи детям с отклонениями в речевом развитии
- Исследование навыков чтения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу