Формы проблемного обучения и способы его организации

Проблемный семинар можно провести в форме теоретической игры.

Различают три основные формы проблемного обучения:

  • проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
  • частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах;
  • самостоятельная исследовательская деятельность.

Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации. Постановка педагогом проблемных ситуаций ставит своей целью активизацию усилий обучающихся по разрешению соответствующего противоречия. Создание разных вариантов практических обстоятельств помогут создать проблемные ситуации на уроке.

Выделяют три основных способа их создания:

  • прием ключевых слов;
  • прием загадки-интерпретации;
  •  выполнимое/невыполнимое действие.

Прием ключевых слов основан на рефлексии обучающимися того, что им уже известно, и стимулировании постановки вопросов о том, что им еще неизвестно. Этот прием обеспечивает возникновение вопроса, что составляет обязательное условие проведения индуктивного исследования.

Прием загадки-интерпретации основан на использовании такого стимульного материала, который характеризуется той или иной степенью неопределенности, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким стимульным материалом может быть все, что угодно: реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация и т. п.

Характерной особенностью приема выполнимое/невыполнимое действие является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое субъективно кажется выполнимым. Но в процессе его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления.

Формулировка проблемы. Далее педагог дает четкую формулировку проблемы. При правильной постановке проблемной ситуации у обучающихся возбуждается интерес и появляется мотивация к ее изучению.

Выдвижение гипотез. Обучающиеся выдвигают возможные гипотезы по решению данной проблемы с помощью разных форм технологии проблемного обучения.

Доказательство или опровержение гипотез. Обучающимся обязательно предлагается обосновать гипотезу и доказать ее, проверить, насколько она соответствует исходным условиям проблемной ситуации.

Формы проблемного обучения и способы его организации

Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).

После доказательства гипотезы, выполняемой путем выведения из нее следствий и их проверки, осуществляется окончательный этап: оценка найденного решения, определение того, насколько оно пригодно для решения других задач.

Воспроизведение нового материала (выражение решения). В дальнейшем закрепление полученных знаний может осуществляться как по традиционной схеме — с применением репродуктивных методов, так и снова в рамках проблемного обучения (вернее, с элементами проблемного обучения) — путем видоизменения условий исходной проблемной ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)